Региональная политика и развитие местных сообществ

Производственно-экономическая, социальная и экологическая деятельность Компании вносит комплексный вклад в устойчивое развитие территорий. «Газпром нефть» является активным участником решения задач регионального развития и реализует программу социальных инвестиций, направленную на решение этих задач.

Задачи и принципы взаимодействия «Газпром нефти» определяются ключевым документом – Концепцией региональной политики. В соответствии с ней ключевые задачи и основные направления работы с территориями деятельности:

  • содействие экономическому развитию территорий деятельности для повышения конкурентоспособности территорий и обеспечения стабильных, прогнозируемых, благоприятных условий ведения бизнеса;
  • создание условий для развития человеческого капитала – комфортных условий жизни сотрудников, их семей и местных жителей;
  • создание системы мер по обеспечению экологической безопасности, проведение мероприятий по снижению техногенного воздействия на окружающую среду и население;
  • информирование заинтересованных сторон о социальной деятельности Компании и соблюдении ею принципов устойчивого развития.

В 2018 г. Компания продолжила комплекс программ по поддержке регионального развития. В программу импортозамещения смазочных материалов были включены три новых региона: Московская область, Приморский край, Амурская область. Количество соглашений, определяющих долю высокотехнологичной, в том числе импортозамещающей продукции местных поставщиков в производственной деятельности Компании, увеличилось, таким образом, до 17. В программу поставок в регионы инновационных битумных материалов «Газпром нефти» включены семь новых регионов. Программа направлена на улучшение качества российских дорог и включает в себя разработку битумного материала индивидуально для каждого региона, исходя из его климатических и эксплуатационных условий. В Омской области в рамках стратегии развития региона и создания нефтехимического кластера Омской области продолжилось создание новых активов, в частности завода по производству катализаторов нефтепереработки, производства игольчатого кокса.

Планирование и реализация производственной деятельности Компании происходит с учетом интересов всех заинтересованных сторон. В частности, Компания развивает взаимодействие и диалог с коренными малочисленными народами Севера (КМНС), проживающими в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, где «Газпром нефть» ведет добычу нефти. Компания строго контролирует соблюдение прав КМНС при разработке и освоении месторождений, организует общественные слушания с участием их представителей по вопросам развития этих проектов. «Газпром нефть» оказывает финансовую поддержку семьям и сельскохозяйственным общинам коренных народов, поддерживает работу по сохранению национальной идентичности народов Севера.

«Региональная политика «Газпром нефти» базируется на понимании ответственности бизнеса перед территориями, на которых Компания ведет свою деятельность.

Партнерские отношения с регионами строятся в первую очередь на основе соглашений о социально-экономическом сотрудничестве. Этот эффективный инструмент взаимодействия бизнеса и власти позволяет сфокусировать внимание на реализации инфраструктурных проектов, обеспечивающих решение самых важных и актуальных для региона задач».

Александр Дыбаль Заместитель Генерального директора по корпоративным коммуникациям ПАО «Газпром нефть»

Программа социальных инвестиций «Родные города»

В 2012 г. «Газпром нефть» объединила все свои социальные инициативы в рамках комплексной программы «Родные города» и перешла от поддержки отдельных проектов к концепции социальных инвестиций для системного роста качества жизни в регионах деятельности Компании.

Портфель социальных проектов формируется в партнерстве с региональными властями, некоммерческими организациями, местными жителями и сотрудниками «Газпром нефти». Такой подход позволяет Компании быть не спонсором, а инициатором позитивных изменений и направлять ресурсы на решение актуальных проблем регионов.

В 2018 г. в рамках программы «Родные города» Компания инвестировала 6,8 млрд ₽:
  • в создание базовой социальной инфраструктуры в регионах деятельности;
  • комплексное улучшение городской среды;
  • развитие образования, культуры и спорта;
  • формирование креативных индустрий;
  • популяризацию науки в молодежной среде.
Инструменты реализации программы:
  • соглашения о социально-экономическом сотрудничестве с органами власти;
  • собственные социальные проекты Компании;
  • адресная корпоративная благотворительность;
  • поддержка волонтерского движения;
  • грантовые конкурсы.
Социально-экономические соглашения

В рамках социально-экономических соглашений с правительствами субъектов Российской Федерации «Газпром нефть» финансирует создание и реконструкцию объектов инфраструктуры регионов деятельности, оказывает благотворительную помощь и поддерживает коренные малочисленные народы Севера.

  • В 2018 г. Компания реализовывала социально-экономические соглашения с правительствами 26 субъектов Российской Федерации и администрациями 20 муниципальных образований;
  • Социальные инвестиции Группы «Газпром нефть» в рамках социально-экономических соглашений в 2018 г. составили 4,3 млрд ₽.
Волонтерское движение

Сотрудники «Газпром нефти» принимают активное участие в волонтерской деятельности. 4 773 сотрудника Компании предложили идею, стали частью команды или реализовали собственный волонтерский проект, в том числе в рамках специального корпоративного конкурса. В 2018 г. на конкурс волонтерских проектов поступило 157 заявок, из которых 84 реализовано при поддержке Компании.

Грантовый конкурс

Это ключевой инструмент поддержки инициатив активных местных жителей, общественных и некоммерческих организаций, бюджетных учреждений в регионах деятельности «Газпром нефти».

Компания помогает не просто реализовать проект, а сделать это системно – после окончания грантового цикла большая часть инициатив продолжает жить и развиваться. В 2018 г. грантовые конкурсы прошли в шести регионах деятельности Компании: грантовый фонд составил 26  млн  ₽, реализовано 118 проектов местных жителей.

Ключевые проекты программы в 2018 году

«Кубок Газпром нефти»

Международный детский хоккейный турнир «Кубок Газпром нефти», учрежденный в 2007 г., – ключевой проект Компании в сфере поддержки детского спорта. Это крупнейшее в мире некоммерческое хоккейное соревнование в возрастной категории до 11 лет. «Кубок Газпром нефти» имеет беспрецедентный для детских соревнований уровень организации: матчи проходят на ледовых аренах международного уровня, а церемонии открытия и суперфинала соответствуют лучшим международным хоккейным шоу. В турнире 2018 г. приняли участие 26 клубов из шести стран: Беларуси, Германии, Казахстана, Латвии, России и Финляндии.

Фестиваль русской музыки Kustendorf Classic

Ежегодно в Сербии проходит фестиваль русской классической музыки, основателем и бессменным руководителем которого является всемирно известный режиссер Эмир Кустурица. Фестиваль учрежден в 2013 г. и с момента основания проводится совместно с Компанией «Газпром нефть», а его главная идея – поддержка молодых музыкантов и развитие культурных связей между Россией и Сербией. В программу входит конкурс юных музыкантов, мастер-классы и выступления мировых звезд классической музыки, таких как дирижер Валерий Гергиев и пианист Денис Мацуев. В конкурсной программе шестого фестиваля приняли участие 27 российских молодых музыкантов из регионов деятельности Компании.

«Мастера России»

«Газпром нефть» совместно с фондом «Креативные практики» реализует программу поддержки молодых предпринимателей «Мастера России». Проект включает проведение серии исследований, форумов и образовательных интенсивов с фокусом на онлайн-медиа Mastera.Academy. Ресурс дает возможность молодым бизнесменам бесплатно обмениваться опытом, развивать профессиональные компетенции и рассказывать о своем продукте широкой аудитории. В 2018 г. онлайн-курсы на портале Mastera.Academy прошли более 10 тыс. человек.

«Математическая прогрессия»

«Газпром нефть» выступает партнером математической лаборатории им. П. Л. Чебышева Санкт-Петербургского государственного университета, которую возглавляет лауреат премии Филдса Станислав Смирнов. Совместный проект «Математическая прогрессия» поддерживает талантливых математиков на всех этапах обучения: школьники получают приглашение на учебу в университет, студенты – именные стипендии, молодые ученые – гранты и стажировки в России и за рубежом, научные коллективы – финансирование фундаментальных исследований. В отчетном году 60 студентов и четверо молодых ученых были награждены именными стипендиями и премиями Компании.

«Умножая таланты»

С 2015 г. «Газпром нефть» ежегодно проводит интеллектуальный турнир для одаренных школьников «Умножая таланты». Старшеклассники из регионов деятельности Компании состязаются в решении кейсов по нефтегазовой тематике. В 2018 г. в турнире зарегистрировалось 2,6 тыс. участников, эксперты отобрали 106 лучших исследований для защиты на очных региональных этапах, а 24 лучшие команды поехали на финал в Санкт-Петербург.

Фестиваль «Стенограффия»

При поддержке «Газпром нефти» проходит крупнейшее в стране стрит-арт событие – фестиваль «Стенограффия», в рамках которого художники превращают обычные городские постройки в арт-объекты. В 2018 г. «Стенограффия» подарила «родным» городам Компании 38 новых локальных достопримечательностей.

Конференции «Стрелки»

как одного из лучших работодателей тыс. петербуржцев. Проектная лаборатория «Город своими руками» в Омске объединила более 1 тыс. горожан, еще 54 тыс. посмотрели трансляцию онлайн.

Форум социальных инвестиций «Родные города»

Ключевое ежегодное событие «Газпром нефти» в сфере развития регионов и реализации социальных проектов с участием партнеров, волонтеров Компании, грантополучателей, российских и международных экспертов. Форум 2018 г. был посвящен роли бизнеса в социальном развитии городов.

Цепочка поставок

Политика «Газпром нефти» в области закупок и сотрудничества с поставщиками основана на прозрачности, открытости и информированности при соблюдении конфиденциальности. Отбор поставщиков производится в соответствии с принципами конкурентности и экономической эффективности.

В Компании действует Система управления поставщиками, позволяющая проводить предварительную квалификационную оценку поставщиков материально-технических ресурсов (МТР) на соответствие корпоративным требованиям до их привлечения к конкурентным процедурам. Полный перечень предъявляемых требований, открытые конкурентные процедуры и подробная информация о порядке отбора доступны на сайте Компании в разделе закупок. Эта площадка представляет собой многофункциональный инструмент, обеспечивающий в том числе полную прозрачность процедур отбора и закупок для поставщиков и служащий целям предупреждения и выявления случаев коррупции.

Компания ведет постоянный мониторинг потенциальных поставщиков на предмет соответствия установленным требованиям. Квалификационно-техническая оценка поставщика включает в себя техническую проверку, а также проверку надежности и финансового состояния.

Базовыми критериями при выборе контрагентов являются стоимость, качество, сроки изготовления и поставки / выполнения работ / оказания услуг, наличие у контрагента соответствующих технических и кадровых ресурсов, необходимый опыт выполнения работ / оказания услуг по соответствующему направлению.

Данные по закупкам МТР в 2018 году

В отчетном году Компания привлекла к конкурентным процедурам 5 437 потенциальных поставщиков. Договоры были заключены с 2 194 компаниями. Общее количество местных (отечественных)поставщиков от общего количества в 2018 г. составило 2 147 (97,9 %).

Участие субъектов малого и среднего бизнеса в закупках

Группа компаний «Газпром нефть» в 2018 г. продолжила поддерживать стабильно высокий уровень привлечения к закупкам субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Данный показатель составил 23% от общих объемов закупаемых МТР.

Ответственная работа с подрядчиками

Соблюдение принятых в «Газпром нефти» правил в этой сфере – один из ключевых критериев выбора контрагента. Обязательства подрядной организации в области безопасности зафиксированы в договорах между подрядчиком и Компанией.

При выстраивании отношений со своими подрядчиками Компания нацелена не только на контроль соблюдения ими законодательных и корпоративных требований в области производственной безопасности – «Газпром нефть» стремится создать условия, которые обеспечат безопасный труд и мотивируют контрагентов сотрудничать с Компанией долгосрочно.

На решение этих задач направлена Корпоративная программа работы с подрядчиками «Ступени», действующая на всех этапах сотрудничества – от отбора до итогового рейтинга поставщика.

Программа «Ступени» включает мероприятия, направленные на повышение культуры безопасности, мотивацию и обучение сотрудников подрядных организаций. В 2018 г. в рамках программы прошли обучение больше 13 тыс. работников подрядных организаций. Компания ежегодно проводит форумы для подрядчиков по вопросам производственной безопасности.

В Компании действует система рейтингования контрагентов, которая позволяет контролировать соблюдение стандартов «Газпром нефти» по безопасности и проактивно работать с контрагентами, которые показали отрицательную динамику. Кроме того, система действует как эффективная программа нематериальной мотивации.


Этапы программы «Ступени»