Продажа нефтепродуктов

Продажи нефтепродуктов в 2018 г. выросли на 5,6 % относительно 2017 г. (до 45,91 млн т) благодаря росту переработки на нефтеперерабатывающих заводах Компании. Продажи росли по всей линейке нефтепродуктов.


Структура продаж по продуктам (млн т)

На 9,4 % – до 3,84 млн т – увеличилась реализация авиационного топлива. Это связано с увеличением пассажиропотока российских аэропортов в период чемпионата мира по футболу 2018 г., а также появлением новых направлений полетов из российских аэропортов в страны Европы и Азии. Сыграло свою роль и системное развитие сотрудничества Группы с авиакомпаниями, заключение новых договоров и расширение сети аэропортов присутствия в Российской Федерации и за рубежом.

Рост продаж битумов на 12,08 % – до 2,97 млн т – обусловлен развитием комплексных поставок и логистических сервисов, заключением долгосрочных прямых контрактов с ведущими федеральными участниками рынка в России.

Рост продаж в 2018 г. был обеспечен главным образом спросом на внутреннем рынке, где реализация нефтепродуктов увеличилась на 6,1 %.


Продажа нефтепродуктов (млн т)

Совокупный экспорт нефтепродуктов и продажи на международных рынках увеличились в 2018 г. на 4,6 % – до 16,24 млн т. Наибольшее влияние на расширение экспортных поставок оказал рост продаж нафты, мазута и авиационного топлива в страны дальнего зарубежья. Объем реализации мазута на внутреннем и внешнем рынках в 2018 г. определялся экономической эффективностью и был оптимален в условиях сложившегося уровня спроса и ценовой рыночной конъюнктуры.

Структура продаж по каналам

Объем премиальной реализации1 в отчетном периоде вырос на 3,7 % – до 27,1 млн т. Устойчивый рост премиальных продаж был обеспечен расширением продуктовой линейки, модернизацией производства и внедрением инновационных решений в клиентских сегментах.


Структура продаж по каналам (млн т)

Активное развитие продаж авиационного топлива, премиальных битумных и смазочных материалов позволило Компании по итогам года нарастить долю на розничных рынках этих нефтепродуктов. Продажи авиационного топлива через премиальные каналы увеличились на 10,2 %, а продажи битумов – на 20,7 %. Рост спроса в российских портах Северо-Западного и Черноморского регионов позволил увеличить объемы бункеровки относительно 2017 г. на 7,7 %. Премиальные продажи масел и моторных топлив возросли на 6,9 и 1,9 % соответственно.

1  Премиальные продажи:
  • продажи нефтепродуктов через премиальные каналы сбыта – в розницу и мелким оптом. К данной группе относятся все продажи нефтепродуктов через АЗС и нефтебазы, а также в крылолетательных аппаратов, борт судна, мелкооптовые продажи с ТЗК в аэропортах и терминалов в портах;
  • продажи премиальных нефтепродуктов – нефтепродуктов, приносящих дополнительную стоимость за счет качественных преимуществ перед остальными продуктами своего вида. К данной группе относятся продажи фасованных продуктов (масла в бочках и канистрах, полимерно-битумные вяжущие (ПБВ) в кловертейнерах и т. п.), наливных смазочных материалов премиальных марок (Gazpromneft, G-Family, Texaco), битумных материалов премиальных марок (ПБВ, ПМБ, битумных эмульсий и т. п.) и все марки битумопроизводных продуктов, а также возможные оптовые продажи премиальных марок моторных топлив – G-Drive и т. п.