Продажа нефти и газа
Продажа нефти
В 2018 г. продажи нефти снизились на 8,6 % по сравнению с 2017 г., составив 24,26 млн т. Снижение обусловлено ростом переработки на российских НПЗ Группы.
При этом продажи на внутреннем рынке сократились на 22,6 % – до 4,31 млн т, а совокупный экспорт нефти уменьшился на 6 % – до 18,70 млн т. В то же время рост добычи в Ираке позволил нарастить объем продаж нефти на международном рынке на 17,9 % – до 1,25 млн т.
В 2018 г. «Газпром нефть» фактически завершила формирование флота, предназначенного для обслуживания арктических месторождений Компании. В отчетном году были введены в эксплуатацию два суперсовременных ледокола класса Icebreaker 8 «Александр Санников» и «Андрей Вилькицкий».
Кроме того, в транспортировке арктической нефти задействованы шесть танкеров класса Arc7 серии «Штурман» (каждый грузовместимостью 42 тыс. т) и один танкер класса Arc5 грузовместимостью 19,8 тыс. т.
Сформировав арктический флот, «Газпром нефть» обеспечила круглогодичную транспортировку нефти с заполярных месторождений на мировой рынок с максимальной эффективностью и снизила риски негативного воздействия внешних факторов на логистику. В 2018 г. нефть сорта Novy Port поставлялась в девять стран, в том числе в Великобританию, Францию, Норвегию и Голландию.
Создание комплексной системы логистики – важный элемент арктических проектов Компании. За счет эффективной логистики обеспечен бесперебойный круглогодичный вывоз нефти с арктических месторождений.
В 2018 г. «Газпром нефть» сформировала собственный арктический флот. В него вошел высокотехнологичный ледокол «Александр Санников», построенный на Выборгском судостроительном заводе (Ленинградская область). Он получил имя в честь бывшего директора Дирекции нефтепереработки ПАО «Газпром нефть» А. Л. Санникова, под руководством которого реализовались масштабные проекты Компании.
В августе «Александр Санников» начал сопровождать танкеры по акватории Обской губы от терминала «Ворота Арктики» к плавучему накопителю на рейде в Кольском заливе. В декабре к нему присоединился второй ледокол – «Андрей Вилькицкий», названный в честь российского гидрографа-геодезиста, полярного исследователя А. И. Вилькицкого.
Оба судна – одни из самых технологичных в своем классе. Они высокоманевренны: полный разворот на 360 градусов производится всего за 60 секунд. Мощность силовых установок, сопоставимая с атомными ледоколами, позволяет проходить при непрерывном движении лед толщиной до 2 м.
Ледоколы оснащены передовой автоматикой энергообеспечения и современной радионавигацией, также есть возможность удаленного контроля электроники. Как и на всех объектах «Газпром нефти», на судах действует принцип «нулевого сброса»: все отходы перерабатываются или хранятся до возвращения в порт.
Оснащение:
- Два катера для ликвидации разливов нефти;
- площадка для тяжелых вертолетов типа Ми-8;
- системы пожаротушения производительностью 2,5 тыс. м3 в час;
- две спасательные шлюпки, вспомогательный катер и шесть спасательных плотов.
Задачи ледокольного флота «Газпром нефти»:
- проводка танкеров в ледовых условиях;
- поддержка безопасности при причаливании и погрузке танкеров;
- защита терминала «Ворота Арктики» от движения ледяных полей;
- доставка и транспортировка персонала и небольших партий груза на терминал;
- дистанционное автоматизированное управление терминалом.
Ледоколы оснащены оборудованием для спасательных операций и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе:
- для тушения пожаров на плавучих и береговых объектах, доступных для подхода с моря;
- участия в ликвидации аварийных разливов нефти;
- помощи терпящим бедствие судам;
- поиска и спасения людей.
Для управления арктическим флотом в Компании создана уникальная система автоматического планирования интерактивной транспортировки нефти – «КАПИТАН». Система нацелена на достижение максимальной эффективности транспортировки нефти от месторождений до конечного потребителя за счет полной синхронизации всей логистической цепочки добычи и подачи танкеров, минимизации простоев и оптимизации использования флота.
«КАПИТАН» обеспечивает планирование и диспетчеризацию флота, а также аналитическую поддержку на основании накопленной статистики. Система позволяет автоматически формировать ежемесячный график расстановки тоннажа и планировать отгрузки нефти с горизонтом до трех лет. Само время планирования и согласования графиков отгрузок сократилось с трех рабочих дней до двух часов.
Внедрение системы «КАПИТАН» позволяет Компании повышать доходы за счет увеличения количества рейсов при сокращении их длительности, сокращать издержки за счет эффективного использования флота и резервуарного парка, управлять операционными и экологическими рисками.
В перспективе система «КАПИТАН» может стать частью комплексного плана по модернизации и расширению транспортной инфраструктуры российской Арктики и способствовать решению одной из стратегических задач развития России – увеличению грузопотока по Северному морскому пути.
Продажа газа
Объем реализации газа (природный газ и ПНГ, без учета газа в доле «Газпром нефти» в совместных предприятиях «Нортгаз» и «Арктикгаз») на внутреннем и международном рынках снизился на 5,7 % по отношению к 2017 г. вследствие сокращения добычи ПНГ и природного газа по дочерним компаниям, осуществляющим поставку газа.