Моторные топлива и АЗС

Продажа моторного топлива

Развитие сегмента мелкооптовой и розничной реализации нефтепродуктов – одно из ключевых направлений деятельности Компании. Наличие собственного национального бренда с высокой узнаваемостью и степенью доверия к качеству продукции способствует достижению одной из стратегических целей Компании – вхождению в число лидеров в России и СНГ по объему розничных продаж и эффективности сети АЗС к 2025 г.


Премиальные продажи моторных топлив по регионам (млн т)

Рост реализации моторных топлив через премиальные каналы на 1,9 % относительно 2017 г. обусловлен ростом продаж текущим и новым корпоративным клиентам.

Сеть АЗС

На конец 2018 г. сбытовая розничная сеть Компании включала 1 878 АЗС. В том числе сеть АЗС «Газпромнефть» в России насчитывала 1 260 станций, из них 1 190 собственных и 70 управляемых партнерами-франчайзи. За 2018 г. сеть АЗС «Газпромнефть» в России увеличилась на пять объектов. С учетом франшизы розничная сеть АЗС «Газпромнефть» представлена в 40 регионах России. По итогам года доля Компании на розничном рынке моторных топлив в регионах присутствия составила 23,7 % (+0,5 п. п. к 2017 г.).


Сеть АЗС Данные приведены только по действующим АЗС. (шт.)

На зарубежных рынках сеть АЗС «Газпромнефть» представляют 618 объектов, в том числе 201 АЗС в странах СНГ (Беларусь, Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан) и 417 в Юго-Восточной Европе (Сербия, Босния и Герцеговина, Болгария и Румыния). В Юго-Восточной Европе Компания проводит оптимизацию розничной сети для повышения ее экономической эффективности. В то же время в 2018 г. Компания расширила свою деятельность на рынке стран СНГ, увеличив свою сеть АЗС на 13 объектов (в Казахстане – на девять объектов, в Беларуси и Таджикистане – на два объекта в каждой стране).


Реализация через АЗС Данные приведены только по действующим АЗС. (млн т)

По итогам года общий объем розничной реализации моторных топлив через АЗС вырос на 2,7 % относительно 2017 г. и составил 11,34 млн т, из них 9,12 млн т в России. Компания подтвердила статус лидера российского рынка по показателю среднесуточной реализации через одну АЗС, который вырос на 3,3 % к предыдущему году – до 20,7 т/сут. Среднесуточная реализация в странах Европы увеличилась в 2018 г. до 6,2 т/сут (+1,6 % к 2017 г.).


Среднесуточная реализация через АЗС в России (т/сут)

Для мелкооптовых покупателей действует новое цифровое решение – продажи нефтепродуктов онлайн через электронную торговую площадку. Благодаря онлайн-сервису клиенты Компании получают возможность отгрузки топлива в течение 24 часов с момента оформления заказа по фиксированной цене. С момента запуска электронной торговой площадки в 2018 г. через нее реализовано более 9 тыс. т топлива.

Технологии
Цифровой бензовоз
> 1 450
электронных пломб
ежесекундный мониторинг сохранности топлива
60
раз в мин.
контролируется сохранность топлива

В 2018 г. «Газпром нефть» внедрила комплекс цифровых решений, которые обеспечивают безопасность и качество перевозок моторного топлива автомобильным транспортом.

Наблюдение за техникой ведется из удаленного диспетчерского центра, в который в режиме реального времени передается до 20 параметров по каждому бензовозу. В систему онлайн-мониторинга включено более 2,5 тыс. разрешенных геозон: нефтебазы, АЗС, стоянки бензовозов. В случае незапланированных остановок и отклонения от маршрута система информирует диспетчера.

Для контроля сохранности топлива в пути на бензовозах установлены электронные пломбы. При несанкционированном вскрытии они отправляют диспетчеру сигнал тревоги. Видеокамеры фиксируют транспортную ситуацию во время движения и действия водителя. Сейчас Компания разрабатывает анализ видео с помощью искусственного интеллекта, чтобы оценивать поведение водителя за рулем.


«Газпром нефть» развивает цифровые технологии доставки топлива

Сопутствующие продажи

Компания уделяет большое внимание развитию сопутствующих продаж своего розничного бизнеса. В 2018 г. общая выручка по каналу «Сопутствующий бизнес» увеличилась относительно предыдущего года на 5,6 %, составив 19,6 млрд ₽.

Высокая динамика развития сопутствующего бизнеса находит отражение в операжающем росте продаж сопутствующих товаров на тонну реализованных нефтепродуктов и на 1 м2 торговой площади. Опережающая динамика сопутствующих продаж обеспечила рост КПЭ данного направления бизнеса.


Эффективность продаж сопутствующих товаров (СТ), Россия и СНГ (млн ₽ с НДС)

Программа лояльности и мобильное приложение

Программа лояльности «Нам По Пути» для клиентов сети АЗС «Газпромнефть» остается крупнейшей по количеству участников на российском топливном рынке. В 2018 г. количество держателей карты автовладельцев увеличилось на 1,1 млн человек. На конец 2018 г. участниками Программы в России и странах СНГ являлись 11,1 млн автолюбителей, что на 11,5 % больше, чем на конец 2017 г. На участников Программы лояльности приходится 82 % от общего объема реализации сети АЗС физическим лицам в России.

Количество АЗС с магазином на конец года (шт.)
«Роль реализации сопутствующих товаров на АЗС выходит на первый план в актуальных условиях топливного рынка. От успеха этого направления зависит повышение эффективности бизнеса в целом. Сегодня более 80 % расходов на содержание АЗС «Газпромнефть» покрывается за счет сопутствующего бизнеса».
Александр Крылов Директор дирекции по региональным продажам ПАО «Газпром нефть»

Ключевой показатель потребительской лояльности сети АЗС «Газпромнефть» – индекс NPS – в 2018 г. сохранился на уровне 2017 г. (с учетом очистки от влияния ценового фактора) и составил 59 пунктов. Это подтверждает высокий уровень лояльности клиентов и их готовность рекомендовать сеть АЗС «Газпромнефть».

Для расширения клиентской базы и повышения ее лояльности Компания в 2018 г. провела семь федеральных и региональных рекламных акций, общий эффект от которых составил 99,3 тыс. т дополнительной реализации топлива. В маркетинговых мероприятиях приняли участие 5,2 млн клиентов розничной сети Компании.

В 2018 г. Компания реализовала также 10 целевых маркетинговых кампаний, в которых участвовали более 2,5 млн клиентов. Целевые маркетинговые программы обеспечили дополнительную реализацию 54,5 тыс. т топлива.

В 2018 г. «Газпром нефть» запустила мобильное приложение АЗС.GO для заказа и оплаты топлива на своих АЗС.

АЗС.GO – собственная разработка Компании. Приложение помогает клиенту создавать заказ по количеству литров или на определенную сумму, оплачивать топливо, не выходя из машины, с помощью привязанной банковской карты или ApplePay, искать заправки по местоположению и ценам на топливо. Использование приложения сокращает время заправки автомобиля в 1,5–2 раза. К мобильному сервису подключены уже 182 станции сети АЗС «Газпромнефть».

В другом приложении Компании – «Сеть АЗС «Газпромнефть» доступны сервисы: страхование, техосмотр, ремонт автомобиля, консультация автомеханика. Свыше 160 тыс. пользователей заходят в раздел «Сервисы» ежемесячно. Количество пользователей мобильных приложений сети АЗС «Газпромнефть» в 2018 г. достигло 1,85 млн человек.


Продажи премиального топлива в Российской Федерации и СНГ (тыс. т)
Технологии
Премиальное топливо

730
тыс. т
реализация брендированного топлива в России и СНГ в 2018 году
> 33  %
доля брендированного топлива G-Drive в объеме продаж автобензинов с октановым числом 95 и выше

В 2018 г. «Газпром нефть» начала широкомасштабное выведение на рынок нового премиального топлива G-Drive 100 – нового продукта в линейке премиальных бензинов G-Drive. Высокооктановое топливо G-Drive 100, которое предназначено для современных двигателей с требованиями по октановому числу не менее 95 пунктов, демонстрирует высочайшие результаты по эффективности и экологичности.

Новый брендированный бензин успешно прошел стендовые квалификационные испытания во Всероссийском научно-исследовательском институте по переработке нефти (ВНИИ НП) и получил положительное заключение на соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза к топливу экологического класса К5 (соответствующего «Евро-5»). Соответствие европейским требованиям к качеству топлива было также подтверждено в крупнейшей международной лаборатории SGS.

Выпуск топлива с октановым числом 100 без использования октаноповышающих присадок стал возможен благодаря масштабной модернизации Омского НПЗ, в ходе которой была построена автоматизированная станция смешения бензинов. Все основные компоненты нового топлива также выпускаются на Омском НПЗ.

В течение 2018 г. G-Drive 100 заменил G-Drive 98 на всей собственной сети АЗС «Газпром нефти». Но самые жесткие испытания новый бензин успешно прошел в двигателях болидов команды G-Drive Racing, участвующей в гонках на выносливость.

Реализация газомоторного топлива и количество автомобильных станций

Газомоторные виды топлива

В 2018 г. в рамках оптимизации работы Группы «Газпром» на рынке компримированного природного газа (КПГ) Компания продала свои активы по производству и реализации КПГ ООО «Газпром газомоторное топливо». Реализация КПГ в отчетном периоде снизилась на 53,7 % относительно 2017 г. – до уровня 8 949 тыс. м3.

При этом Компания существенно увеличила объемы реализации сжиженных углеводородных газов (СУГ). По итогам года продажи сжиженных углеводородных газов выросли на 23,7 % – до 120 тыс. т – за счет увеличения продаж на 18,8 тыс. т в России и начала реализации сжиженных углеводородных газов в Казахстане, где было продано 3,2 тыс. т.

В 2018 г. количество АГЗС в составе многотопливных заправочных комплексов под брендом «Газпромнефть» уменьшилось на шесть единиц – до 145 шт.